Телефон: +7(960)100-39-69
Эл.почта: voronezhtrail@mail.ru
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству выработать предложения по изучению объектов Белгородской засечной черты XVII века и организации туристического маршрута по ним. Об этом сообщается в опубликованном на сайте Кремля списке поручений президента по итогам январской встречи с общественниками в Усмани Липецкой области.
Белгородская засечная черта протяженностью около 800 км защищала в XVII веке русские земли от степных набегов. В Черноземье ее укрепления располагались на территории современых Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Из крепостей на засечной черте выросли такие черноземные города как Белгород, Воронеж, Острогожск, Тамбов, Усмань и ряд других поселений.
Уже в этом году, в рамках проекта Большая Воронежская тропа, на маршруте Воронежского участка "Засечной черты" появятся первые навигационные знаки и указатели.
Воронежская область приступила к созданию национального туристического маршрута раньше, чем было озвучено поручение Президента, и имеет шанс стать первой в Черноземье областью, имеющей на своей территории подобный маршрут.
Справка
Историческую значимость Белгородской Засечной черты нередко приравнивают к Великой Китайской стене. Русская фортификационная цепь была достроена в 1556 году и располагалась на южных рубежах Руси.
Первые Засечные черты Древнерусского государства появились еще в XIII веке. Летописи тех времен содержат упоминания о засеках – специальных препятствиях на пути врагов. И роль их была велика. В те времена каждый год население приграничных территорий страны страдало от постоянных набегов степных племен. Лучшие представители народа страны десятками тысяч выдвигались к югу, чтобы спасать местных жителей от попадания в плен и разорения. Трудно вообразить, сколько физических и духовных сил тратилось на эту изнурительную борьбу, в то время как люди в Западной Европе достигали новых результатов в науке, искусстве и промыслах.
за первую половину XVII века около 200 000 русских было взято плен и продано на крымских рабовладельческих рынках. Татары уводят русских в плен Создание Белгородской Засечной черты существенно уменьшило это число. Из летописей известно, что ранее крестьяне массово сбегали к свободным поселениям южной части страны. После строительства Белгородской Засечной черты побег стало совершить сложнее. Беглецов отлавливали на границах и подвергали наказанию. Страх перед таким исходом сказался на числе желающих это провернуть.
В 16 столетии лесостепи между Московским государством и Крымом носили название «Дикое поле», они были безлюдны. И именно отсюда совершали набеги татары. Пути, по которым они перемещались, пролегали между непроходимыми участками болот, лесов и топей, а назывались «шляхами». Татары нещадно грабили русских, уводили в рабство. За период с XIV-XVII вв. таким образом они забрали 3 млн человек. Все это сильно угрожало Московскому государству. К западу от безлюдных степей, вдоль реки Ворсклы, пролегали границы с Литовским княжеством. Русские правители нуждались в том, чтобы закрепить южные рубежи страны. Центральная роль в этом деле досталась Белгороду. Так и началось возведение Белгородской Засечной черты.
Это была система протяженностью больше 800 км, начинавшаяся от Ворсклы и заканчивающаяся у Волги. Белгородская черта была непрерывной цепью укреплений. Изначально называлась она Белгородско-Симбирской, а в документах тех времен ее звали просто «Черта». Она состояла из двух частей: Симбирской и Белгородской. Оборонительная черта использовала все природные препятствия, которые могли замедлить врагов: глубокие реки, крутые овраги, холмистую местность. Там, где оставались проходимые участки, были сооружены искусственные преграды: стены, каналы, завалы и земляные валы. Всюду началось строительство крепостей – острогов, позже превратившихся в города и села. Многие из них процветают и по сей день.
За всю историю существования этой фортификационной цепи татарская конница ни разу не сумела прорваться через нее нигде, несмотря на постоянные попытки. Несколько случаев «прорыва» обороны на участках у Нового Оскола в период войны с Турцией 1676-1681 годов не могут браться в расчет, так как боям при этом не удалось углубиться дальше оборонительной зоны этих участков. То есть фортификационная цепь Белгородской черты выполнила важнейшую задачу по обороне опасной степной границы государства. Наличие успешного опыта ее создания стало бесценным при возведении множества других фортификационных укреплений страны. За Белгородской чертой последовало сооружение Тамбовского вала, Симбирской, Царицынской линий. Благодаря Изюмской черте, возведенной в 17 веке, Руси удалось отодвинуть свою южную границу еще дальше к югу. Это позволило русскому и украинскому населению освоить большие территории дальше Белгородской черты.